Главная » Статьи » Я - классный руководитель » Консультации

Советы логопеда


Рекомендации родителям по выявлению ошибок на письме.
Рекомендации родителям по выявлению и преодолению ошибок на письме у младших школьников.



В последнее время у детей в начальной школе всё чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чём идёт речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике.
Дисграфия – расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.
Дислексия – расстройство процесса чтения: ребёнок не может овладеть навыками чтения или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии.
Как обнаружить эти ошибки, отличить их от других и кто должен этим заниматься? Начнём с последнего.
Если есть основания, первыми забить тревогу должны родители. Если вы обнаружили у ребёнка признаки дисграфии, не стесняйтесь проконсультироваться у специалиста. Дополнительные занятия по русскому языку, диктанты и чтение не только не решат проблему, а загонят её во внутрь. Запущенная проблема может стать неразрешимой.
Итак, как они выглядят, эти злополучные дисграфические ошибки?
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны ,типичны и носят стойкий характер.
Каждому виду нарушений письма и чтения соответствуют свои ошибки, но классифицировать их – дело специалиста. Родители только должны знать их в «лицо». Перечислим их.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, е-з, а-о, д-у.
2. ошибки ,связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или звуков или замена одних звуков другим в устной речи часто отражается и на письме. Ребёнок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству ,что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, ё-ль; парные звонкие и глухие согласные ,свистящие и шипящие; звуки ц ,ч, щ смешиваются как между собой ,так и СС другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
4. Родители радуются, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте ,а то при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе может привести к ошибкам при письме: пропускам букв и слогов, недописанным словам.
5. Большой процент ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), Луба (Люба).
6. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок, также является одним из признаков дисграфии.
7. Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
Ещё раз следует напомнить ,что если ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

У ребёнка обнаружены признаки дисграфии. Что делать дальше?
Обязательно надо проконсультироваться у специалистов. Проблема не является изолированной, решать её надо в комплексе в первую очередь с логопедом ,а также психологом, детским психиатром ,возможно невропатологом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребёнком дома.

Вот несколько советов
1. На первых этапах необходима в основном устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут достигаться при их написании, фиксируются в памяти ребёнка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). Суть в том, что ребёнок это делал не в один приём, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.
2. Прежде чем начинать дополнительно заниматься дома по рекомендации специалиста, подумайте и решите для себя – какой он ваш ребёнок? Каковы особенности его характера ,поведения?
3. Один будет с удовольствием сидеть за столом дома или в школе и выполнять упражнения, которые вы ему дадите, другой уже через 7-10 не будет знать куда деть руки и ноги. Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. И развитие фонематического восприятии, и звукобуквенный анализ, и развитие внимания – всё это можно делать в любой обстановке – призовите фантазию.

Например :
1. убираясь на кухне, в комнате ,попросите ребёнка найти не меньше десяти слов (названий предметов) , где первым был бы звук С (или любой другой).
2. возвращаясь с ним из школы, попросите, чтобы он за 1 минуту внимательно смотрел на дорогу, а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало или что угодно.
3. Придя с ребёнком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: попросите найти продукты на полке с определённым количеством звука или с заданным звуком; устроить соревнование – больше найдёт таких слов.
4. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.                                                                                                              5. играйте дома в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование.

Если хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что:

• ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужно время, терпение и система;
• родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха;
• необходимо выполнять всё ,что назначено специалистом, и не от случая у случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдёт на нет, и проблемы могут только усилиться;
• помните, ребёнок не виноват в своих проблема! Он не лодырь, не лоботряс. Он пока просто не может писать и читать лучше. Ему надо помочь!
Вот то основное, что необходимо знать родителям, чтобы во время заметить возникшие у школьника проблемы с письмом и чтением.

Категория: Консультации | Добавил: Татьяна_Витальевна (18.08.2011)
Просмотров: 474 | Теги: Забота, помощь, консультации, русский язык, Психология