Главная » Статьи » Я - классный руководитель » Консультации

Дисграфия у мл. школьников : эффективные методы коррекции, упражнения.
  • Виды дисграфии Особенности детей с данным видом дисграфии
    Акустическая Акустическая дисграфия появляется по причине нарушения развития фонематического слуха.  При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически. При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов. Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат.
    Моторная Моторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма.Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы.
    Оптическая Такой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически. Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга. Оптическую дисграфию разделяют на вербальную и литеральную.

     

    Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв.

    При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в  воспроизведении даже изолированных букв.

  •  
  • Способы диагностики дисграфии
  • Для выявлении дисграфии  у детей младшего школьного возраста часто используется метод определения навыков фонематического анализа речи. В этом случае ребенку предлагают несколько заданий, которые помогут понять, насколько хорошо он умеет анализировать звуковой состав слов устно. Тесты включают в себя задания, в ходе которых ребенок должен показать свою способность:

  • ☼ различать и выделять определенный звук в слове;
  • ☼ придумывать слова;
  • ☼ подбирать картинки, чьи названия начинаются с определенного звука;
  • ☼ распределять картинки, чьи названия начинаются со звуков, чаще всего смешиваемых ребенком;
  • ☼ делить предложения на слова, слоги и фонемы;
  • ☼ сравнивать слова по звуковому составу;
  • ☼ самостоятельно выявлять искажения звуков в словах, которые произносит он сам либо другой человек;
  • повторять за взрослым нескольких слогов в последовательности (например: па-ба-па, па-по-пу);
  • выделять из цепочки звуков или слогов определенного вида слоги или звуки.
  •  
  • Методы коррекции дисграфии
  • Существует несколько эффективных методов коррекции дисгафии у детей младшего школьного возраста:

  • Схема слова. Ребенку дают картинку, на которой изображен предмет и схема слова. Школьник должен назвать предмет, а после по порядку все звуки слова. После этого каждый звук нужно соотнести с буквой и написать слово.

  • Узнавание звуко-буквы. Данная методика состоит из нескольких вариаций:

  • ☼ Запись большого количества букв в тетради.
  • ☼ Подчеркивание слов с определенным звуком и записывание их в тетрадь.
  • ☼ Поиск определенной буквы в слове, предложении, тексте и ее зачеркивание.
  • ☼ Выбор нужной картинки, в названии которой есть отрабатываемый звук.
  •  
  • Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать.
  • Соотношение начальной буквы с картинкой и словом. Ребенок сам выбирает слова (слово) и картинки (картинку) на определенный заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.
  • Звуко-буквенный анализ. Ребенку дают картинку. Он должен назвать изображенный на ней предмет и записать слово, поставить в нем ударение, определить, сколько в этом слове слогов и назвать их. Каждый слог в слове нужно отделить черточкой. После ребенок должен назвать по порядку все звуки слова и отметить их соответствующим цветом. Согласные буквы в слове надо подчеркнуть – тонкий звук одной чертой, глухой – двойной чертой. После этого ребенок должен сравнить количество букв и звуков в слове.
  • Структурный метод. В предоставленном слове школьник должен определить количество гласных и согласных. Сделать это нужно последовательно. После ребенок составляет схему слова: гласные буквы обозначены контурными кружками, согласные – заштрихованными. Начать лучше с односложных слов без стечения согласных и постепенно усложнить задание.
  • Исправление ошибок. Ребенку предоставляется несколько слов с ошибками. Слова должны быть соотнесены со звучащей моделью слова. Задача ребенка найти ошибки и исправить их, правильно переписать слова.
  •  
  • Упражнения для устранения дисграфии у детей
  • Есть упражнения, которые родители могут проводить в домашних условиях с ребенком, в перерывах между занятиями у специалиста:

  • Корректурная правка. Для этого упражнения нужен объемный текст, из которого необходимо вычеркнуть заданную букву. Следующий этап задания – подчеркнуть одну букву и вычеркнуть другую. Упражнение помогает развивать внимание и запомнить зрительный образ буквы.
  • Пропущенные буквы. В большом тексте необходимо вставить пропущенные буквы. Упражнение развивает уверенность в навыке письма и внимание.
  • Лабиринты. Упражнение тренирует крупную моторику руки. Ребенок должен провести безотрывно длинную линию. Важно своевременно менять руку.
  • Также полезно объяснять ребенку расстановку в тексте знаков препинания и вслух проговаривать текст, в соответствии с правилами написания. Занятия с логопедом могут проводиться в виде игры. Можно использовать магнитные буквы для создания слов, проводить написание диктантов для улучшения восприятия звуков.

 

Категория: Консультации | Добавил: Администратор (20.06.2016)
Просмотров: 237