Главная » Статьи » Я - учитель » Публикации

Организация школьного питания: опыт, проблемы и перспективы развития



          Среди основных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений в системе мер по охране здоровья школьников работа по организации горячего питания учащихся занимает основное место. Поэтому полноценное качественное питание является определяющим условием сохранения здоровья будущего поколения. Здоровое питание детей и подростков – необходимое  условие  обеспечения  их здоровья, устойчивости к действию инфекций, неблагоприятных факторов внешней среды. Оно усиливает способность к обучению школьников во все возрастные периоды. Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Особенно важно учитывать это в период активного роста и развития детей. Это сделало необходимым введение в воспитательную работу школы модуля «Здоровье», призванного обеспечить сохранение и улучшение физического, психического и социального здоровья. В рамках модуля в школе первой ступени работает направление – «Азбука здоровья». Указанное направление решает задачи: 

- формирование правильного отношения к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;

- привлечение внимания родителей и обучающихся к проблеме сохранения здоровья через организацию здорового питания в образовательном учреждении и дома; 

- формирование у педагогов, родителей и обучающихся умения правильно определять свой рацион питания.

Содержание работы планируется по направлениям: диагностика, режим учебного процесса, внеклассные мероприятия, методическая работа с педагогическим коллективом, работа с родителями. В соответствии с направлениями в школе проводятся и мероприятия, направленные на формирование у детей устойчивого понимания культуры питания, сохранения здоровья и соблюдения здорового образа жизни. Например,      

- анализ медицинских индивидуальных карт учащихся   

 - беседы школьного врача « В гостях у Айболита »

 - тематические классные часы, например: «Культура поведения во время еды»,  «Роль питания для организма и отдельных органов », «Уроки доктора Айболита» , «Соблюдение правил гигиены при приёме пищи», «Профилактика ОРЗ и здоровое питание», «Как правильно организовать питание при отдыхе на природе» , «Зелёные витамины лета»

 - анкетирование детей и последующий анализ результатов

 - проведение классных собраний, на которые приглашены специалисты для консультаций ( стоматолог, гастроэнтеролог, психолог)  

 - выпуск плакатов на тему « Здоровое питание », «В мире вредных привычек»

 - участие детей в тематических викторинах «Вкусно и полезно», конференциях, направленных на здоровьесбережение

 - мониторинг качества питания - проведение родительского лектория «Витамины и их сохранение в продуктах питания», «Как сочетать вкусное и полезное», «Лето- кузница здоровья» 

         

          Безусловно, вся воспитательная работа  в этом направлении, которая ведется  в школе с родителями и детьми сводится к тому, что питание детей должно быть полноценным: прежде всего вкусным, и конечно же , безопасным, которое не должно сводиться к бутерброду или к сухой булочке с чаем. А должно  включать и первое, и второе и третье блюда.  Так же у детей есть возможность воспользоваться буфетом, и приобрести продукцию на выбор : шоколадки, конфеты, сок, минеральную воду, молочные коктейли, фрукты, фруктово-ореховые смеси  и другую еду, горячо любимую школьниками. Немаловажным пунктом  школьного питания является  внешний вид обеденных залов. Каждому приятно пообедать в красивом помещении, располагающем к приятному времяпрепровождению, но мало кто захочет задержаться в обычной школьной столовой с пластмассовыми стульями и белыми стенами. Поэтому руководство школы сделало всё возможное для того, что бы детям хотелось питаться в столовой и тем самым формировало у школьников культуру питания. Если дети видят, как взрослые пропагандируют здоровый образ жизни, то они иначе смотрят на то ,что и как они едят.

          Например, из трёх предполагаемых комплексов питания ребёнок заказывает какой-либо на неделю вперёд. На заявочном листе достаточно отметить, какой из комплексов он предпочитает в определённый день недели. Учитель обрабатывает все заявки и отдает специалисту МАУ «Школьное питание», который отвечает за эти вопросы. Таким образом, наши дети избавлены от мучительных очередей, через которые они проходили, чтобы получить свою порцию завтрака или обеда. За каждым классом закреплено определённое место в обеденном зале и к назначенному времени столы сервируются работниками зала для приёма пищи. Горячие блюда находятся контейнерах – термопортах, что позволяет сохранить их температуру до прихода класса в зал. Отдельно хотелось бы отметить разнообразное меню, в которое входит: мясо, рыба, разнообразные гарниры, каши, маринады, винегреты, молочные продукты и витаминные напитки, фрукты и овощи. Результаты анкетирования показывают, что не в каждой семье у родителей есть возможность правильно организовать питание своего ребенка. Поэтому наши родители убеждены, что находясь в школе с утра и до вечера, их дети ни только защищены, но и получают полезную, качественную и вкусную пищу.

      В целях социальной поддержки семей из многодетных и малообеспеченных семей, а также детей из семей , попавших в трудную жизненную ситуацию, в нашей школе организовано бесплатное питание. Вся воспитательная работа , так или иначе, даёт понять детям и их родителям , что следует более серьёзно относиться к своему здоровью. И начинать об этом задумываться уже будучи ребёнком. При опросах, школьники и родители наиболее важными принципами здорового питания указывают «употребление большего количества свежих овощей и фруктов», «соблюдение сроков реализации продуктов», «соблюдение правил гигиены питания». 

    В заключение, хотелось бы сказать, нашим детям нужна  новая диета, а нужно новое отношение к тому, что и как они едят. А для того, чтобы организовать по-настоящему правильное питание в школах, необходимы совместные усилия педагогического коллектива, родителей и работников столовой. Ведь , перейдя в среднее звено у детей с начальной школы  сформированы представления о правильном питании , которые  и дальше должны  быть закреплены  в сознании школьника , потому что являются   закладкой основы будущего здоровья во взрослой жизни.

Категория: Публикации | Добавил: Татьяна_Витальевна (17.08.2011)
Просмотров: 2430 | Теги: Доклады, публикации, МО, статьи, выступления