Главная » Статьи » Я - учитель » Выступления

Организация исследовательской работы в начальной школе



       В настоящее время весьма распространено мнение, что официальное обучение  научно-исследовательским навыкам в школе должно начинаться в старших или, по крайней мере, средних классах. Таким образом, начальная школа, искусственно остается в стороне от этой проблемы. Известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. Для выяснения этого не надо проводить дополнительное исследование, а достаточно обратить внимание на то, как быстро редеет «лес рук с вопросами «Почему?», «Как?», «Зачем?». И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка….

    Практика проведения  научных исследований с младшими школьниками  тесно связанна  с учебной деятельностью  и ориентировано на развитие творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

       Актуальность данной проблемы  объясняется  тем, что в данное время, возрастает потребность современного информационного общества, детей умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность.

       Научно-исследовательская работа  в младших классах – это трудно? Это проблематично, т.к. дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно, хотя  речь идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы науч.-исслед. деятельности. Но для малыша это будет ЕГО проект. Дети  уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность  и   постоянно проявляемое желание экспериментировать.

       Работая школе , отмечаешь, что исследовательская деятельность занимает значительное место в обучении. На многих уроках применяются задания развивающего характера, требующие исследовательского поведения  ( наблюдения, сравнения, эксперимент). Опыт работы в начальной школе  показывает, что дети с удовольствием выполняют задания исследовательского характера, дающие развитие творческого подхода к решению различных проблемных ситуаций. При этом достаточно остро встает вопрос, где найти ответы, какой литературой пользоваться, как правильно оформить материал. Многие дети не в полной мере владеют исследовательскими умениями, работают в основном по образцу, затрудняются выполнять задания самостоятельно. Это беспокоит не только детей, но и родителей, которые помогают детям в выполнении данных заданий.

      В процессе обучения педагогу надо шаг за шагом формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности. Прежде всего, надо научить видеть проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал по предмету. Вторым шагом развития исследовательских навыков станет формирование умения выразить проблему в конкретные цели и познавательные задачи, умение выдвинуть гипотезу и построить план исследования, умение анализировать научную и научно-популярную литературу, фото и кинодокументы, пользоваться специальными методами исследования, создавать новые, искать свои пути решения проблемы.

Учебная исследовательская деятельность определяется как деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.

 

Ожидаемые результаты

1.умение пользоваться литературой, словарями, энциклопедиями;

2.умение работать с книгой: делать выписки, составлять план, выделять главное, писать доклады;

3.умение использовать  методы научного исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;

4.умение формулировать проблему;

5.умение определять объект, предмет исследования;

6.умение выделять цели и задачи;

7.умение выдвигать гипотезу;

 

Оценка и контроль результатов

а) выполнение домашних творческих заданий к каждому занятию;

б) проведение исследования и оформление его в виде исследовательской работы;

в) публичная защита подготовленного доклада в классе, на школьной научно-практической конференции и лучшие доклады на районной НПК.

  

  Тема должна быть интересна ребёнку и при этом должна нести в себе положительный заряд. Если она будет навязана ученику, какой бы важной  нам взрослым не казалась, она не принесёт должного эффекта. Я подвожу ребёнка к проблеме так, чтобы он считал её своим выбором. Т. к.  дети  ещё малы для осознанного выбора тем, я применяю некоторую хитрость. Например, на уроке в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» рассказываю, что пернатые, особенно водоплавающие, смазывают свои перья особым жиром – ланолином, который позволяет им держаться на воде и не тонуть. Дальше задаю вслух вопрос, обращаясь  к себе: «Интересно, а что бы было с птицами, если бы они не смазали свои перья жиром?» Эффект поразительный: дети поднимают руки и пытаются ответить на мой вопрос: «Утонут». Я продолжаю: «Не знаю, не уверена . А как можно доказать это?» Так рождается тема исследования о влиянии на перьевой покров водоплавающих птиц сброса моющих средств  в водоёмы. Я лишь чуть подталкиваю детей, навожу их на мысль, а они с энтузиазмом принимаются за дело.

 ·    Тема должна быть выполнима. Придумывая темы исследований,  например, с экологической направленностью, я учитываю возрастные особенности, наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие  исследовательской базы, невозможность найти необходимые данные приводят к поверхностному решению проблемы.

 ·   Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, потому что, способность долго концентрировать внимание, целенаправленно работать  в одном  направлении  у  младшего школьника ограничена. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но учитывая такую особенность детской природы, я стремлюсь к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени, чтобы интерес не угас.

 ·  Тема должна избираться на основании научных фактов, причинно-следственных связей, иначе происходит подмена реальных природных явлений  не  правильными  или несуществующими. Младшие школьники проводят исследования на уже имеющейся научной базе, поэтому к каждому исследованию важно выдвинуть гипотезу, не противоречащую исследуемой закономерности. Например, исследование дыхания листа  основана  на доказанном научном факте о проникновении воздуха по порам внутрь с обратной стороны листа. Ребёнок должен придумать способ перекрыть движение воздуха по порам. Но сначала учащийся выдвигает гипотезу, что может произойти с листом.

 

             Развивая познавательные способности, воспитывая  стремление к знаниям, педагоги развивают личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.


__________________________________________

  ЛИТЕРАТУРА

        

      1. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная           школа. 2006. №2

2. Тихомирова Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников 2004, С. 120

3. Тепишкина  Е. Ю.  Диалогизация  образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Начальная школа. 2003. №2

4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.

5. Гинятуллина А. А. Опыт организации групповой работы на уроках. Начальная школа. 2004, №1

6. Алексеева А. В., Сиделева Г. Н. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика. М., 2003.

7. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001. – 48 с.


Категория: Выступления | Добавил: Татьяна_Витальевна (17.08.2011)
Просмотров: 5491 | Теги: выступления, Доклады, публикации, МО, статьи, таланты